Многие виды животных способны пропускать через себя морскую воду и отфильтровывать взвеси и твердые частицы. Эти мельчайшие фильтраты способны пропустить через себя объем всего Мирового океана за шесть месяцев. Так их много.
Такие элементы, как магний, кальций, они собирают в себе в 10—100-кратном размере по сравнению с обычной концентрацией в морской воде.
А фосфор, серебро, кремний — даже в миллионы раз больше. Морской гребешок, например, способен концентрировать в своем теле кадмия в 2 260 ООО раз больше, чем в самой воде. Есть и такие элементы (ванадий, ниобий, вольфрам), содержание которых в морской воде экспериментально обнаружить не удается — настолько мала их концентрация,— а в телах фильтраторов они накапливаются в значительных количествах.
Способность живых существ океана отфильтровывать и избирательно концентрировать в своем теле химические элементы имеет глобальное значение для геохимии океана. Так, почти полтора миллиарда тонн карбоната кальция из того, что приносят в океан речные воды, ежегодно отлагается в раковинах и скелетах некоторых жителей океана, а кремний практически весь переходит в панцири диатомей.
Необходимый для жизни всех групп морских организмов круговорот вещества могут обеспечить только гигантские сообщества, целостные биологические системы, способные вовлечь в «жизненный вихрь» (В. Вернадский) большинство химических элементов. Огромные запасы биогенных элементов постепенно опускаются в глубинные слои и на дно океана, скапливаются там. Для возврата их в верхние слои, где они могут быть использованы в процессе фотосинтеза, одной вертикальной миграции зоопланктона еще мало. Существует еще вертикальное перемешивание (апвеллинг), при котором часть донных запасов поднимается в верхние слои океана.
Жизнь в океане в конечном счете определяется связью между невидимыми биологическими процессами гигантских могущественных сообществ мельчайших организмов и открыто проявляющимися физическими процессами.